Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Модератор: Deus Ex Machina
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Вопросы, ответы и любое обсуждение данных моделей.
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модуса" и "Ансольды" - Обсуждение.
Друзья, меня постоянно спрашивают о разных нюансах данных моделей и истории производства. Решил собрать всю имеющуюся у меня информацию в хронологическом порядке со всеми подробностями. Дополнительно "копнул" кое-какие заводские архивные материалы. Спасибо хорошим старым знакомым! В результате, оОбнаружилась масса интересных подробностей и даже открытий! В общем должно получиться интересно.... Считайте это анонсом.
В свою очередь, хотел попросить. Если где-то кто-то видел / читал что-то интересное по теме, дайте наводку. Любые мелочи важны. Может у кого тоже есть такие модели в коллекции? Может кто видел на других форумах у коллег обсуждение? Интересует еще фото МАЗ-5551, пр-ва "Модус" в оранжевом цвете. Заранее всем спасибо!
В свою очередь, хотел попросить. Если где-то кто-то видел / читал что-то интересное по теме, дайте наводку. Любые мелочи важны. Может у кого тоже есть такие модели в коллекции? Может кто видел на других форумах у коллег обсуждение? Интересует еще фото МАЗ-5551, пр-ва "Модус" в оранжевом цвете. Заранее всем спасибо!
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Начну понемногу публиковать накопившийся материал. Заранее хочу поблагодарить Юрия Влодавского, работника МАЗа и корреспондента ряда автомобильных изданий за огромную помощь в подготовке материала. Юра читает нас, но, по прежнему, не регистрируется. ))))
На эту тему также недавно вышла его статья История создания копийных моделей грузовиков МАЗ на Минском автомобильном заводе
Итак....
Часть первая - "Ветеранский" МАЗ.
Начинать всю эту историю надо именно с родоначальника, с модели, выпускавшейся самим МАЗом и получившей в народе прозвище "ветеранский МАЗ".
История уходит корнями в конец 70-х - начало 80-х, когда кто-то из МАЗовских заводских делегаций, посещая зарубежных коллег, обратил внимание на такую мелочь, как презентационный материал в виде моделей. Тем более, что их часто дарили при таких контактах. К сожалению, не удалось установить чья конкретно была идея начала выпуска масштабных моделей на МАЗе, но заводские конструкторы и технологи получили такое задание и разработали пакет документации для производства.
А теперь Неожиданный факт №1...... Крайне любопытным оказалось, что кроме общеизвестной модели МАЗ-5551 был подготовлен еще пакет документации для выпуска модели МАЗ-200 (возможно МАЗ-205, точно не известно), тоже в масштабе 1/43 !!!! До сих пор я нигде не встречал такой информации. Я умышленно применяю формулировку "факт" так как удалось найти у технологов в заводском архиве пару чертежей пресс-форм и остнастки. Кроме того есть люди, которые помнят опытные отливки этой модели и даже держали их в руках. В частности, передний мост с дисками, кабину и брызговики (крылья). Лично моё мнение, что скорее всего планировали делать МАЗ-205, который являлся "первенцем" автозавода. Но в серию данная модель не пошла и, скорее всего, целиком не существовала. Документацию, естественно, со временем утилизировали в духе наших "лучших традиций".
Зато модель МАЗ-5551 была одобрена и было принято решение о разработке чертежей на масштабную копию самосвала МАЗ-5551 с последующим освоением ее производства на самом заводе. В Управлении главного технолога приступили к проектированию чертежей на пресс-формы для изготовления деталей из пластмассы (вставка-салон в кабину, стекла, бак с ящиком АКБ, руль и др.), а в управлении главного металлурга совместно с технологическим бюро цеха спецлитья – отливок из сплава ЦАМ (кабину, раму, двигатель, кузов и пр.). Купили даже специальную машину для литья под давлением (модель 713А05). Через несколько лет необходимые документация и оснастка были готовы и был получен заводской заказ на производство 100 штук к 40-летию Минского Автозавода.
В 1984 году заводчане изготовили опытную партию моделей самосвалов МАЗ-5551. Выпуском пластмассовых комплектующих занималась Центральная лаборатория пластмасс и резино-технических изделий. Модель получилась довольно простой ( "топором рубленной" местами ), но надо учитывать что это были технологии 80-х и технологии реального автозавода, привыкшего делать большие, грубоватые, но надежные "железяки". Пропорции отдельных элементов не соответствовали реальности и, вообще, сейчас бы эту модель многие современные коллекционеры, приверженцы высокодетализированных изделий из серии "руками не трогать", восприняли бы как игрушку для детского сада. )))) Но для неизбалованного моделями советского коллекционера 80-х это был шедевр и невиданная редкость, которой она и сейчас является.
Практически вся официальная партия ушла на сувениры вип-гостям автозавода и памятные подарки заслуженным ветеранам МАЗа по случаю круглой даты. Отсюда и возникло в среде коллекционеров название "ветеранский МАЗ". Количество выпущенных моделей точно не известно, но до заявленных 100 штук не дотянули из-за большого количества брака и сложностей в производстве.
Из-за нетехнологичности производственного процесса, связанного с отсутствием опыта в данном направлении, дальнейшее производство модели МАЗ-5551 на МАЗе не осуществлялось! Оставшиеся отливки и отдельные детали послужили основой для второй волны, так называемого "самосбора". Модели собранные "на колене" из остатков заводских деталей заметно отличаются от оригинала и по комплектующим и по окраске.
Но это еще не всё интересное..... Неожиданный факт №2 !!! ..... После первой и не очень удачной попытки освоить выпуск модели самосвала МАЗ-5551, на МАЗе решили собирать другую – модель тягача МАЗ-6422 !!! Но, чтобы не повторять свои ошибки и всё сделать правильно “… было принято решение заказать разработку конструкторской документации и изготовление пресс-форм масштабной модели МАЗ-6422 на одном из заводов в г.Казани”, – писал в газете “Автозаводец” занимавший тогда должность заместителя технического директора по товарам народного потребления Александр Владимирович Гребень. Не трудно догадаться, что упомянутый завод, видимо, был "Элекон" !!!! По крайней мере, ничего другого по профилю в Казани не было. Любопытный факт!!!..... В течении двух лет казанские инженеры разрабатывали конструкторскую документацию, но так и не смогли согласовать её с технологическими службами МАЗа по причине "нетехнологичности деталей и узлов масштабных моделей" (цитата из той же статьи).
После неудачи в Казани планировалось все же доработать собственную модель самосвала МАЗ-5551 и освоить её серийный выпуск. Но, увы, этого не произошло. В конце 80-х и начале 90-х автозаводу было уже не до выпуска масштабных моделей. Тем не менее некоторые доработки были сделаны и прессформы изменены. В таком полуготовом виде всё это и легло на дальнюю полку, а впоследствии, в начале 90-х, было выкуплено одной из белорусских частных фирм. Но это уже другая история..... ( см. Часть 2 ).
Продолжение следует.....
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
PS: Друзья, материал практически эксклюзивный. Просьба при упоминании ссылаться на наш любимый "Гараж-Винтаж". Спасибо!
Любые комментарии, вопросы, уточнения и дополнения приветствуются.
На эту тему также недавно вышла его статья История создания копийных моделей грузовиков МАЗ на Минском автомобильном заводе
Итак....
Часть первая - "Ветеранский" МАЗ.
Начинать всю эту историю надо именно с родоначальника, с модели, выпускавшейся самим МАЗом и получившей в народе прозвище "ветеранский МАЗ".
История уходит корнями в конец 70-х - начало 80-х, когда кто-то из МАЗовских заводских делегаций, посещая зарубежных коллег, обратил внимание на такую мелочь, как презентационный материал в виде моделей. Тем более, что их часто дарили при таких контактах. К сожалению, не удалось установить чья конкретно была идея начала выпуска масштабных моделей на МАЗе, но заводские конструкторы и технологи получили такое задание и разработали пакет документации для производства.
А теперь Неожиданный факт №1...... Крайне любопытным оказалось, что кроме общеизвестной модели МАЗ-5551 был подготовлен еще пакет документации для выпуска модели МАЗ-200 (возможно МАЗ-205, точно не известно), тоже в масштабе 1/43 !!!! До сих пор я нигде не встречал такой информации. Я умышленно применяю формулировку "факт" так как удалось найти у технологов в заводском архиве пару чертежей пресс-форм и остнастки. Кроме того есть люди, которые помнят опытные отливки этой модели и даже держали их в руках. В частности, передний мост с дисками, кабину и брызговики (крылья). Лично моё мнение, что скорее всего планировали делать МАЗ-205, который являлся "первенцем" автозавода. Но в серию данная модель не пошла и, скорее всего, целиком не существовала. Документацию, естественно, со временем утилизировали в духе наших "лучших традиций".
Зато модель МАЗ-5551 была одобрена и было принято решение о разработке чертежей на масштабную копию самосвала МАЗ-5551 с последующим освоением ее производства на самом заводе. В Управлении главного технолога приступили к проектированию чертежей на пресс-формы для изготовления деталей из пластмассы (вставка-салон в кабину, стекла, бак с ящиком АКБ, руль и др.), а в управлении главного металлурга совместно с технологическим бюро цеха спецлитья – отливок из сплава ЦАМ (кабину, раму, двигатель, кузов и пр.). Купили даже специальную машину для литья под давлением (модель 713А05). Через несколько лет необходимые документация и оснастка были готовы и был получен заводской заказ на производство 100 штук к 40-летию Минского Автозавода.
В 1984 году заводчане изготовили опытную партию моделей самосвалов МАЗ-5551. Выпуском пластмассовых комплектующих занималась Центральная лаборатория пластмасс и резино-технических изделий. Модель получилась довольно простой ( "топором рубленной" местами ), но надо учитывать что это были технологии 80-х и технологии реального автозавода, привыкшего делать большие, грубоватые, но надежные "железяки". Пропорции отдельных элементов не соответствовали реальности и, вообще, сейчас бы эту модель многие современные коллекционеры, приверженцы высокодетализированных изделий из серии "руками не трогать", восприняли бы как игрушку для детского сада. )))) Но для неизбалованного моделями советского коллекционера 80-х это был шедевр и невиданная редкость, которой она и сейчас является.
Практически вся официальная партия ушла на сувениры вип-гостям автозавода и памятные подарки заслуженным ветеранам МАЗа по случаю круглой даты. Отсюда и возникло в среде коллекционеров название "ветеранский МАЗ". Количество выпущенных моделей точно не известно, но до заявленных 100 штук не дотянули из-за большого количества брака и сложностей в производстве.
Из-за нетехнологичности производственного процесса, связанного с отсутствием опыта в данном направлении, дальнейшее производство модели МАЗ-5551 на МАЗе не осуществлялось! Оставшиеся отливки и отдельные детали послужили основой для второй волны, так называемого "самосбора". Модели собранные "на колене" из остатков заводских деталей заметно отличаются от оригинала и по комплектующим и по окраске.
Но это еще не всё интересное..... Неожиданный факт №2 !!! ..... После первой и не очень удачной попытки освоить выпуск модели самосвала МАЗ-5551, на МАЗе решили собирать другую – модель тягача МАЗ-6422 !!! Но, чтобы не повторять свои ошибки и всё сделать правильно “… было принято решение заказать разработку конструкторской документации и изготовление пресс-форм масштабной модели МАЗ-6422 на одном из заводов в г.Казани”, – писал в газете “Автозаводец” занимавший тогда должность заместителя технического директора по товарам народного потребления Александр Владимирович Гребень. Не трудно догадаться, что упомянутый завод, видимо, был "Элекон" !!!! По крайней мере, ничего другого по профилю в Казани не было. Любопытный факт!!!..... В течении двух лет казанские инженеры разрабатывали конструкторскую документацию, но так и не смогли согласовать её с технологическими службами МАЗа по причине "нетехнологичности деталей и узлов масштабных моделей" (цитата из той же статьи).
После неудачи в Казани планировалось все же доработать собственную модель самосвала МАЗ-5551 и освоить её серийный выпуск. Но, увы, этого не произошло. В конце 80-х и начале 90-х автозаводу было уже не до выпуска масштабных моделей. Тем не менее некоторые доработки были сделаны и прессформы изменены. В таком полуготовом виде всё это и легло на дальнюю полку, а впоследствии, в начале 90-х, было выкуплено одной из белорусских частных фирм. Но это уже другая история..... ( см. Часть 2 ).
Продолжение следует.....
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
PS: Друзья, материал практически эксклюзивный. Просьба при упоминании ссылаться на наш любимый "Гараж-Винтаж". Спасибо!

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Прежде чем опубликовать следующую часть трилогии о моделях "минских МАЗов" хочу выразить огромную благодарность Олегу Ракецкому, являвшемуся непосредственным участником описанных ниже событий и предоставившего основную часть иинформации.
Часть вторая - "Модус-90" / "Ансольда" / "Тривелла"
История «минских МАЗов» могла бы на этом и закончиться, но наступили «лихие 90-е». Все вдруг забыли про строительство коммунизма и бросились зарабатывать деньги на всем и вся в новом для себя мире капитализма. Два энтузиаста из минского частного малого предприятия «Модус», производившего пуговицы и канцелярские наборы, а также имевшего магазин в подземном переходе на Площади Победы, узнав о лежащих на МАЗе без дела и видимой перспективы пресс-формах, проявили инициативу и предложили выкупить у Автозавода оснастку для производства модели МАЗ-5551. Автозаводу в тот момент было не до моделей, зато любые «живые» деньги были крайне нужны. В итоге сделка состоялась и обошлась в полмиллиона бывших советских рублей. Однако заводской комплект был недоведен, форма на раму оказалась нерабочая. формы на пластик производства автозавода - стекла, салон, баки, колеса в работу тоже не пошли. Они были слишком упрощенными и новые владельцы их забраковали. Было решено поднять качество модели на новый достойный уровень!
Поэтому летом 1992 года началась кропотливая работа над новыми мастер-моделями МАЗ-5551. Для этого на фирму был приглашен Олег Ракецкий , который и был главным и, практически, единственным создателем большинства мастер-моделей минских МАЗов периода 1992-1998. Был сделан упор на большую деталировку и реалистичность модели. Кроме того, сразу был взят курс на выпуск не одной лишь модели самосвала, а ,в перспективе, целой линейки масштабных моделей на его базе. Через год ( в 1993-м) уже изготавливались новые пресс-формы под литье всех пластиковых деталей. По факту, из заводского комплекта остались оригинальными только кузов и кабина. Кабина была довольно грубой и упрощенной, но альтернативы ей в 1992 году не было. Улучшить ее восприятие постарались отдельными вставными стёклами. Форма на кузов в работу пошла без изменений и выдержала весь тираж до конца производства.
Серийное производство моделей началось в 1994 году под новым «брендом» - ЗАО «Модус-90». Первую партию в 200шт. сделали по заказу Минского Автозавода к очередной юбилейной дате – 50-летию МАЗа! Это было летом 1994 года. Вся партия состояла из моделей самосвала МАЗ-5551 оранжевого цвета в зелено-чёрных коробках. Литье делали на своем термопласт-автомате на арендованных за городом площадях. Все две сотни моделей один из энтузиастов-руководителей красил вручную, в конце практически круглосуточно , доведя себя при этом до сильного истощения ….
Почти сразу же был дозаказ для дилеров автозавода: 40 моделей с соответствующими логотипами на кабине. Это были самосвалы с красной кабиной и серым кузовом в новых серо-белых коробках с полосками. Мелкие партии с дилерской символикой периодически выпускались и в последующие пару лет.
В последствии «Модус-90» расширил сбыт и модели стали поставляться в РФ, в частности, на Московский модельный клуб, а в Беларуси их можно было купить даже в газетном киоске на проходной МАЗа ( я лично покупал по дороге на работу ).
В тот период модели продавались очень хорошо, но позже спрос и цены на них стали падать и тогда были запущены в производство новые модификации: МАЗ-5337 шасси без кузова и седельный тягач МАЗ-5433. На фирме начались разногласия, часть сотрудников предпочла старый профиль – производство канцелярских принадлежностей, а два главных модельных энтузиаста отделились и переехали в новое помещение мастерской на ул. Анаева ( площади арендовали в пункте вторсырья ) и окончательно отказались от магазина, который к тому времени уже работал на ул. М.Танка.
Именно тогда, в 1995 году на Анаева, был собран первый МАЗ-5337. Форму на кузов делали очень долго, она была разъемной на 4 стороны.
В этот же год вышла из строя пресс-форма на кабину. Пришлось срочно решать эту проблему. Пока модели выпускались на остатках старых кабин, на фурнитурной фабрике купили итальянскую установку для литья центробежным способом. Однако все попытки отлить кабину целиком не давали результата.
В августе 1996 года руководство фирмы посетило с визитом предприятие «Коронекс» (продажа центрифуг и резины для форм) во Львове с целью перенять опыт , а главное, купить специальную резину для форм, что оказалось практически невыполнимой задачей из-за позиции руководства "Коронекса". Помогла «народная дипломатия». )))
Наступает зима 1996-1997. В работу идут последние старые кабины со склада, часть которых была в крайне печальном состоянии.
Как следствие, была сделана новая мастер-модель кабины. Она уже кардинально отличалась от старой, ещё МАЗовской. Во-первых, это была большая «супермазовская» кабина со спальником, во-вторых, более правильной формы, с новой решеткой радиатора и боковыми обтекателями, в-третьих, имела гораздо большую детализацию. А главное, она уже не была цельной, а состояла из 5-ти отдельных элементов, что облегчало процесс изготовления. В дальнейшем, при сборке кабин эти элементы склеивались силиконовым герметиком и сушились при высокой температуре.
На первой (опытной) мастер-модели «супермаза» было собрано шесть моделей. Из-за усадки их кабины были меньшего размера. Это был эксперимент, «нулевой вариант» спальной кабины. Она была точно такая же как на серийных моделях «супермаза», но меньше на размер усадки. Двигатель на этих моделях стоял неправильный, старый шестицилиндровый от прежних самосвалов и бортовых. Этих моделей уже не найти.
В результате долгих проб и экспериментов наконец был найден способ нормально отливать кабины на центрифуге. В этом вопросе очень помог Институт Технологии Металлов (ИТМ). Они сделали спектральный анализ образца металла для моделей, привезенного из Италии. В этой стране поставлено на поток производство бижутерии в мягких формах. В сплаве неожиданно оказалось аномальное количество магния. В итоге, по заказу «Модуса-90» ИТМ изготавливает специальную присадку к использовавшемуся для литья ЦАМу, производста Казахстана. Это приблизило его качество и структуру к итальянскому составу.
Параллельно, в начале 1997 года, открывается новое юридическое лицо - ООО «Ансольда» с теми же действующими лицами в качестве учредителей. Для него на полиграфическом комбинате заказываются новые коробочки для моделей с хорошо знакомым многим коллекционерам «апокалиптическим» рисунком на вкладыше, получившие в народе прозвище «чернобыльские». Снова начинаются переговоры с МАЗом о выпуске партии моделей для Автозавода. На этот раз уже к 55-летию Предприятия. )))) Для этой цели выбирается модель флагманской, на тот момент, модели Автозавода - седельного тягача МАЗ-54326 с двигателем МАН ( До создания официального совместного предприятия СП «МАЗ-МАН» именно эти машины и назывались в народе «маз-манами»). Образцом для мастер-модели летом 1997 года послужил один из реальных тягачей со стоянки крупнейшего белорусского дилера «Дженти» в Колодищах.
По заключенному с Автозаводом договору «Ансольда» должна была сделать партию таких моделей и сдать их на МАЗ зимой 98-99 года. Однако, технология создавала много трудностей. Центрифуга упорно не хотела отливать ровные детали, да и сборка тоже была не простой. В итоге, на «первый банкет» попала только пара моделей, а вся первая партия составила около 20 штук. При этом для сборки комплектов пришлось в авральном порядке привлекать студентов.
Вторая партия «маз-манов» ( около 50 штук ) была выпущена уже на третьем варианте мастер-модели и немного отличалась конструкцией крепления элементов кабины и некоторых других деталей.
Конец 1997 – начало 1998 года ознаменовался изготовлением новой малой кабины ( без спальника ) и очередным изменением творческого состава . В результате перерегистрации появилась новая модельная фирма – ООО «Тривелла» ( в переводе с итальянского – винтик), В дальнейшем производство моделей продолжалось приблизительно до 2001-2002 года, постепенно стремясь к нулю….. Отдельных коробок ООО «Тривелла» не существовало, так как был еще большой запас «чернобыльских», в которые и паковали все выпускаемые модели.
Ну и немного статистики. Данные основаны на словах работников, официальных цифр нет.
Всего было выпущено около 3000 моделей суммарно. Самый продуктивный период 1994-1995 годы. Большинство моделей – это самосвалы МАЗ-5551, меньше бортовые и еще меньше седельные тягачи .
Вопреки существующим среди нашего брата-коллекционера слухам, модели трехосного тягача МАЗ-64226 не было! Была попытка её сделать, но это была частная затея литейщика и одного из минских моделистов , обыкновенный «левак» без ведома руководства. Рама была изготовлена, но дальше процесс не продвинулся.
Тем не менее, было еще пять реальных мастер-моделей, существовавших в одном экземпляре. Это полуприцеп-панелевоз, бетономешалка, эвакуатор и два самосвальных полуприцепа (один из них был полностью испорчен при пробной вулканизации). Эти модели осели потом в частных коллекциях. Также около 2000 года произвели небольшую партию моделей МАЗов для трак-триала и была сделана партия моделей трехосных полуприцепов-рефрижераторов Могилевского завода.
Запасы деталей для моделей лежали без дела на складе, пока очередной энтузиаст не выкупил их и не продолжил производство. Но это уже другая история..... ( см. Часть 3 ).
Продолжение следует.....
Часть вторая - "Модус-90" / "Ансольда" / "Тривелла"
История «минских МАЗов» могла бы на этом и закончиться, но наступили «лихие 90-е». Все вдруг забыли про строительство коммунизма и бросились зарабатывать деньги на всем и вся в новом для себя мире капитализма. Два энтузиаста из минского частного малого предприятия «Модус», производившего пуговицы и канцелярские наборы, а также имевшего магазин в подземном переходе на Площади Победы, узнав о лежащих на МАЗе без дела и видимой перспективы пресс-формах, проявили инициативу и предложили выкупить у Автозавода оснастку для производства модели МАЗ-5551. Автозаводу в тот момент было не до моделей, зато любые «живые» деньги были крайне нужны. В итоге сделка состоялась и обошлась в полмиллиона бывших советских рублей. Однако заводской комплект был недоведен, форма на раму оказалась нерабочая. формы на пластик производства автозавода - стекла, салон, баки, колеса в работу тоже не пошли. Они были слишком упрощенными и новые владельцы их забраковали. Было решено поднять качество модели на новый достойный уровень!
Поэтому летом 1992 года началась кропотливая работа над новыми мастер-моделями МАЗ-5551. Для этого на фирму был приглашен Олег Ракецкий , который и был главным и, практически, единственным создателем большинства мастер-моделей минских МАЗов периода 1992-1998. Был сделан упор на большую деталировку и реалистичность модели. Кроме того, сразу был взят курс на выпуск не одной лишь модели самосвала, а ,в перспективе, целой линейки масштабных моделей на его базе. Через год ( в 1993-м) уже изготавливались новые пресс-формы под литье всех пластиковых деталей. По факту, из заводского комплекта остались оригинальными только кузов и кабина. Кабина была довольно грубой и упрощенной, но альтернативы ей в 1992 году не было. Улучшить ее восприятие постарались отдельными вставными стёклами. Форма на кузов в работу пошла без изменений и выдержала весь тираж до конца производства.
Серийное производство моделей началось в 1994 году под новым «брендом» - ЗАО «Модус-90». Первую партию в 200шт. сделали по заказу Минского Автозавода к очередной юбилейной дате – 50-летию МАЗа! Это было летом 1994 года. Вся партия состояла из моделей самосвала МАЗ-5551 оранжевого цвета в зелено-чёрных коробках. Литье делали на своем термопласт-автомате на арендованных за городом площадях. Все две сотни моделей один из энтузиастов-руководителей красил вручную, в конце практически круглосуточно , доведя себя при этом до сильного истощения ….
Почти сразу же был дозаказ для дилеров автозавода: 40 моделей с соответствующими логотипами на кабине. Это были самосвалы с красной кабиной и серым кузовом в новых серо-белых коробках с полосками. Мелкие партии с дилерской символикой периодически выпускались и в последующие пару лет.
В последствии «Модус-90» расширил сбыт и модели стали поставляться в РФ, в частности, на Московский модельный клуб, а в Беларуси их можно было купить даже в газетном киоске на проходной МАЗа ( я лично покупал по дороге на работу ).
В тот период модели продавались очень хорошо, но позже спрос и цены на них стали падать и тогда были запущены в производство новые модификации: МАЗ-5337 шасси без кузова и седельный тягач МАЗ-5433. На фирме начались разногласия, часть сотрудников предпочла старый профиль – производство канцелярских принадлежностей, а два главных модельных энтузиаста отделились и переехали в новое помещение мастерской на ул. Анаева ( площади арендовали в пункте вторсырья ) и окончательно отказались от магазина, который к тому времени уже работал на ул. М.Танка.
Именно тогда, в 1995 году на Анаева, был собран первый МАЗ-5337. Форму на кузов делали очень долго, она была разъемной на 4 стороны.
В этот же год вышла из строя пресс-форма на кабину. Пришлось срочно решать эту проблему. Пока модели выпускались на остатках старых кабин, на фурнитурной фабрике купили итальянскую установку для литья центробежным способом. Однако все попытки отлить кабину целиком не давали результата.
В августе 1996 года руководство фирмы посетило с визитом предприятие «Коронекс» (продажа центрифуг и резины для форм) во Львове с целью перенять опыт , а главное, купить специальную резину для форм, что оказалось практически невыполнимой задачей из-за позиции руководства "Коронекса". Помогла «народная дипломатия». )))
Наступает зима 1996-1997. В работу идут последние старые кабины со склада, часть которых была в крайне печальном состоянии.
Как следствие, была сделана новая мастер-модель кабины. Она уже кардинально отличалась от старой, ещё МАЗовской. Во-первых, это была большая «супермазовская» кабина со спальником, во-вторых, более правильной формы, с новой решеткой радиатора и боковыми обтекателями, в-третьих, имела гораздо большую детализацию. А главное, она уже не была цельной, а состояла из 5-ти отдельных элементов, что облегчало процесс изготовления. В дальнейшем, при сборке кабин эти элементы склеивались силиконовым герметиком и сушились при высокой температуре.
На первой (опытной) мастер-модели «супермаза» было собрано шесть моделей. Из-за усадки их кабины были меньшего размера. Это был эксперимент, «нулевой вариант» спальной кабины. Она была точно такая же как на серийных моделях «супермаза», но меньше на размер усадки. Двигатель на этих моделях стоял неправильный, старый шестицилиндровый от прежних самосвалов и бортовых. Этих моделей уже не найти.
В результате долгих проб и экспериментов наконец был найден способ нормально отливать кабины на центрифуге. В этом вопросе очень помог Институт Технологии Металлов (ИТМ). Они сделали спектральный анализ образца металла для моделей, привезенного из Италии. В этой стране поставлено на поток производство бижутерии в мягких формах. В сплаве неожиданно оказалось аномальное количество магния. В итоге, по заказу «Модуса-90» ИТМ изготавливает специальную присадку к использовавшемуся для литья ЦАМу, производста Казахстана. Это приблизило его качество и структуру к итальянскому составу.
Параллельно, в начале 1997 года, открывается новое юридическое лицо - ООО «Ансольда» с теми же действующими лицами в качестве учредителей. Для него на полиграфическом комбинате заказываются новые коробочки для моделей с хорошо знакомым многим коллекционерам «апокалиптическим» рисунком на вкладыше, получившие в народе прозвище «чернобыльские». Снова начинаются переговоры с МАЗом о выпуске партии моделей для Автозавода. На этот раз уже к 55-летию Предприятия. )))) Для этой цели выбирается модель флагманской, на тот момент, модели Автозавода - седельного тягача МАЗ-54326 с двигателем МАН ( До создания официального совместного предприятия СП «МАЗ-МАН» именно эти машины и назывались в народе «маз-манами»). Образцом для мастер-модели летом 1997 года послужил один из реальных тягачей со стоянки крупнейшего белорусского дилера «Дженти» в Колодищах.
По заключенному с Автозаводом договору «Ансольда» должна была сделать партию таких моделей и сдать их на МАЗ зимой 98-99 года. Однако, технология создавала много трудностей. Центрифуга упорно не хотела отливать ровные детали, да и сборка тоже была не простой. В итоге, на «первый банкет» попала только пара моделей, а вся первая партия составила около 20 штук. При этом для сборки комплектов пришлось в авральном порядке привлекать студентов.
Вторая партия «маз-манов» ( около 50 штук ) была выпущена уже на третьем варианте мастер-модели и немного отличалась конструкцией крепления элементов кабины и некоторых других деталей.
Конец 1997 – начало 1998 года ознаменовался изготовлением новой малой кабины ( без спальника ) и очередным изменением творческого состава . В результате перерегистрации появилась новая модельная фирма – ООО «Тривелла» ( в переводе с итальянского – винтик), В дальнейшем производство моделей продолжалось приблизительно до 2001-2002 года, постепенно стремясь к нулю….. Отдельных коробок ООО «Тривелла» не существовало, так как был еще большой запас «чернобыльских», в которые и паковали все выпускаемые модели.
Ну и немного статистики. Данные основаны на словах работников, официальных цифр нет.
Всего было выпущено около 3000 моделей суммарно. Самый продуктивный период 1994-1995 годы. Большинство моделей – это самосвалы МАЗ-5551, меньше бортовые и еще меньше седельные тягачи .
Вопреки существующим среди нашего брата-коллекционера слухам, модели трехосного тягача МАЗ-64226 не было! Была попытка её сделать, но это была частная затея литейщика и одного из минских моделистов , обыкновенный «левак» без ведома руководства. Рама была изготовлена, но дальше процесс не продвинулся.
Тем не менее, было еще пять реальных мастер-моделей, существовавших в одном экземпляре. Это полуприцеп-панелевоз, бетономешалка, эвакуатор и два самосвальных полуприцепа (один из них был полностью испорчен при пробной вулканизации). Эти модели осели потом в частных коллекциях. Также около 2000 года произвели небольшую партию моделей МАЗов для трак-триала и была сделана партия моделей трехосных полуприцепов-рефрижераторов Могилевского завода.
Запасы деталей для моделей лежали без дела на складе, пока очередной энтузиаст не выкупил их и не продолжил производство. Но это уже другая история..... ( см. Часть 3 ).
Продолжение следует.....
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
После третьей части всей этой модельной истории постараюсь свести отличия моделей разных лет в единый файл и разместить в Справочнике. Как всегда, есть много мелких нюансов и деталей в которых можно долго и нудно ковыряться.
Я тут пока не стал в эти технические "дебри" лезть, так как потеряется общая канва повествования, имхо.... )))

- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Коробочка "Ансольды" и восход в Минске пару дней назад ( фото с балкона ).

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Часть третья - "Scale Model MAZ" (SMM)
Несмотря на грядущий очевидно печальный финал в 2002 году в истории «минских МАЗов» неожиданно появился новый игрок. «Полковое знамя» подхватила мастерская из Бреста под названием «SMM» (Scale Model MAZ), выкупившая у «Тривеллы» все складские остатки производства. На этот раз никакой преемственности не было - это уже были совершенно другие люди в другом городе. Несмотря на явное созвучие с популярной нынче «SSM» (Start Scale Models), ничего общего между этими фирмами нет. В отличие от «костромских китайцев» вся разработка и производство моделей «SMM» было исключительно «Сделано в Беларуси»!
В связи с тем, что от «Тривеллы» новому производителю достался определенный запас старых, уже готовых, деталей, первые модели «SMM» имели металлические рамы, кабины и ряд пластиковых деталей. Запас этих деталей был ограничен, к тому же сборка кабины из пяти элементов по-прежнему была весьма трудоёмкой и проблемной. В дальнейшем, по мере их расходования, эти детали заменялись своими оригинальными, отлитыми уже из смолы по новым мастер-моделям. Стоит отметить, что отливаемые из смолы кабины брестских «супермазов» постепенно уменьшались в размерах из-за нескольких копирований и усадки. Таким образом большинство моделей «SMM» стоящие на полках у коллекционеров именно из смолы, но самые ранние представляли собой довольно интересные «комбинашки».
Продолжая традиции прежних фирм, новый производитель изначально сфокусировался только на моделях автомобилей МАЗ, что видно из самого названия мастерской. Чуть позже, в 2005 году к ним добавились несколько моделей МЗКТ, использовавших в конструкции «супермазовскую» кабину. Безусловным плюсом «SMM» было значительное расширение модельного ряда. Одни и те же модели, предлагались с двумя вариантами кабин ( нового и старого образца ), также в серию пошли прицепы, полуприцепы и готовые «сцепки». Причем некоторые из них изначально выпускались производителем с грузом. Это могли быть ящики или, например, как-бы новые трактора МТЗ в кузове «шаланды». Картина довольно реалистичная для всех, кто хоть раз был у транспортной проходной МТЗ. Также характерной и небанальной особенностью моделей «SMM» были тенты, изготовленные из настоящей ткани с ручной прошивкой(!).
Модели упаковывались в свои оригинальные коробочки из картона и пенопласта, которые были, правда, весьма примитивны.
В отличие от предыдущих производителей, у «SMM» появился свой сайт в интернете – www.modelmaz.narod.ru. Это было в духе современных тенденций, довольно наглядно, и позволяло значительно упростить привлечение потенциальных покупателей. Что, вместе с достаточно приемлемыми ценами, позволило брестской фирме выпустить много моделей, которые и сейчас стоят на полках у многих коллекционеров и попадаются иногда еще на вторичном модельном он-лайн рынке. Точное (или, хотя бы, приблизительное) их количество, к сожалению, мне не известно.
Увы как всегда, но в дальнейшем спрос постепенно стал падать. Производитель отреагировал на это увеличением ассортимента моделей. Были добавлены новые модели МЗКТ, БелАЗа, фургоны «Купава», военные БТРы и даже модели штатовских танков «Abrams» и «Bradley».
Такое «изобилие» объективно не могло выпускаться большими партиями. Количество производимых моделей стало уменьшаться и всё больше напоминать стандартную схему небольших частных модельных мастерских: малые лимитированные серии моделей под конкретных заказчиков. В начале 201…-х года на рынок хлынули потоки дешевой и доступной китайской модельной продукции, что вместе с «постарением» главного энтузиаста брестского проекта окончательно поставило жирную точку в более чем 30-ти летней истории промышленного производства моделей МАЗ ”Made in Belarus”. Было это в районе 2015 года….
***********************************************************************
В заключении хочу пожелать всем нам побольше интересных, редких и имеющих свою историю моделей в коллекциях! Удачи!

Несмотря на грядущий очевидно печальный финал в 2002 году в истории «минских МАЗов» неожиданно появился новый игрок. «Полковое знамя» подхватила мастерская из Бреста под названием «SMM» (Scale Model MAZ), выкупившая у «Тривеллы» все складские остатки производства. На этот раз никакой преемственности не было - это уже были совершенно другие люди в другом городе. Несмотря на явное созвучие с популярной нынче «SSM» (Start Scale Models), ничего общего между этими фирмами нет. В отличие от «костромских китайцев» вся разработка и производство моделей «SMM» было исключительно «Сделано в Беларуси»!
В связи с тем, что от «Тривеллы» новому производителю достался определенный запас старых, уже готовых, деталей, первые модели «SMM» имели металлические рамы, кабины и ряд пластиковых деталей. Запас этих деталей был ограничен, к тому же сборка кабины из пяти элементов по-прежнему была весьма трудоёмкой и проблемной. В дальнейшем, по мере их расходования, эти детали заменялись своими оригинальными, отлитыми уже из смолы по новым мастер-моделям. Стоит отметить, что отливаемые из смолы кабины брестских «супермазов» постепенно уменьшались в размерах из-за нескольких копирований и усадки. Таким образом большинство моделей «SMM» стоящие на полках у коллекционеров именно из смолы, но самые ранние представляли собой довольно интересные «комбинашки».
Продолжая традиции прежних фирм, новый производитель изначально сфокусировался только на моделях автомобилей МАЗ, что видно из самого названия мастерской. Чуть позже, в 2005 году к ним добавились несколько моделей МЗКТ, использовавших в конструкции «супермазовскую» кабину. Безусловным плюсом «SMM» было значительное расширение модельного ряда. Одни и те же модели, предлагались с двумя вариантами кабин ( нового и старого образца ), также в серию пошли прицепы, полуприцепы и готовые «сцепки». Причем некоторые из них изначально выпускались производителем с грузом. Это могли быть ящики или, например, как-бы новые трактора МТЗ в кузове «шаланды». Картина довольно реалистичная для всех, кто хоть раз был у транспортной проходной МТЗ. Также характерной и небанальной особенностью моделей «SMM» были тенты, изготовленные из настоящей ткани с ручной прошивкой(!).
Модели упаковывались в свои оригинальные коробочки из картона и пенопласта, которые были, правда, весьма примитивны.
В отличие от предыдущих производителей, у «SMM» появился свой сайт в интернете – www.modelmaz.narod.ru. Это было в духе современных тенденций, довольно наглядно, и позволяло значительно упростить привлечение потенциальных покупателей. Что, вместе с достаточно приемлемыми ценами, позволило брестской фирме выпустить много моделей, которые и сейчас стоят на полках у многих коллекционеров и попадаются иногда еще на вторичном модельном он-лайн рынке. Точное (или, хотя бы, приблизительное) их количество, к сожалению, мне не известно.
Увы как всегда, но в дальнейшем спрос постепенно стал падать. Производитель отреагировал на это увеличением ассортимента моделей. Были добавлены новые модели МЗКТ, БелАЗа, фургоны «Купава», военные БТРы и даже модели штатовских танков «Abrams» и «Bradley».
Такое «изобилие» объективно не могло выпускаться большими партиями. Количество производимых моделей стало уменьшаться и всё больше напоминать стандартную схему небольших частных модельных мастерских: малые лимитированные серии моделей под конкретных заказчиков. В начале 201…-х года на рынок хлынули потоки дешевой и доступной китайской модельной продукции, что вместе с «постарением» главного энтузиаста брестского проекта окончательно поставило жирную точку в более чем 30-ти летней истории промышленного производства моделей МАЗ ”Made in Belarus”. Было это в районе 2015 года….
***********************************************************************
В заключении хочу пожелать всем нам побольше интересных, редких и имеющих свою историю моделей в коллекциях! Удачи!


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Дополню свой материал статьёй из Автомобильного Моделизма, добавляющей несколько дополнительных интересных штрихов к истории "минских МАЗов". Автор, Рустэм Исмагилов, долгое время был бессменным руководителем минского клуба моделистов. Многие, в том числе и я, его хорошо знали.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Возвращаясь к Справочнику.... Не очень понятно с моделью МАЗ-53371 (бортовой грузовик с "большой" кабиной как у "МАЗ-МАНа. Редко, но иногда такие выплывали у коллег. В тоже время никто из тех кто имел отношение к производству и с кем удалось переговорить не помнит их в серии. В общем, вопрос пока остался....
На первом фото одна из моделей без "излишеств", на остальных в "парадном маз-мановском окрасе". Второе и третье фото давным давно размещал Gintaras на РС-форуме, из своей коллекции. Есть ещё и четвёртое фото, где просто буйство моделей бьёт из всех щелей. Тут вопросов ещё больше. Если фургон-изотерму, в принципе, можно было сделать по аналогии с полуприцепами и потом впендюрить на бортовое шасси, то шитый тканевый тент на бортовой "ансольде" это нонсенс.... Эта была фирменная фишка уже более позднего SMM, но тогда где, например, зеркала? И ещё пара загадочных моделей присутствует.....
В общем, я накидал для общего понимания.... Или его отсутствия....
На первом фото одна из моделей без "излишеств", на остальных в "парадном маз-мановском окрасе". Второе и третье фото давным давно размещал Gintaras на РС-форуме, из своей коллекции. Есть ещё и четвёртое фото, где просто буйство моделей бьёт из всех щелей. Тут вопросов ещё больше. Если фургон-изотерму, в принципе, можно было сделать по аналогии с полуприцепами и потом впендюрить на бортовое шасси, то шитый тканевый тент на бортовой "ансольде" это нонсенс.... Эта была фирменная фишка уже более позднего SMM, но тогда где, например, зеркала? И ещё пара загадочных моделей присутствует.....
В общем, я накидал для общего понимания.... Или его отсутствия....

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Нашёл у себя ещё фотографии МАЗ-531639. Спецзаказ для организаторов трак-триала в Минске. Одна из моделей была подарена организаторами пилоту этого МАЗа - легендарному советскому и российскому гонщику Виктору Московских, которого тогда, после ухода из "Камаз-Мастерс" переманили в команду в "МАЗ-Яровит".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Пока свежи впечатления о недавно полученных моделях перенёс в профильную тему. Небольшой разбор.
По модели Сергея (mustang148).
Оригинальные металлические отливки кабины, кузова, задних крыльев, двигателя с карданом и мостом, рамы (с нюансом!), дисков колёс, детали с навесным на раму (где бензобак, ящик АКБ, инструментальный ящик) и крепёжной пластины заднего моста. По пластику.... Имеем, точно оригинальные "пружинные" элементы подвески спереди и сзади. Вероятно, стекло кабины и салон. Я пишу вероятно, так как немного смущает меня цвет детали салона с крыльями. С разводами.... Как писал у Серёги в теме, то ли материал уже "со стенок сошкребали", то ли пытались потом в частном порядке лить недостающие детали. И на фото стекло кабины выглядит каким-то мутным. Но наверно я ошибаюсь, просто игра цвета...
Теперь, что не так. Сначала, чего быть не должно....В попытках осовременить модель на неё был установлен гидроцилиндр. Сзади под кузовом появились фонари. Причём на дополнительных кронштейнах. Я так думаю, это пластиковые полоски, приклеенные специально для фонарей прямо к кузову. Спереди на бампере появились фары (в оригинале их нет вообще). Там же, в бампере, кто-то сделал имитацию буксирной вилки (в оригинале этого нет). Ещё в бензобак вставили "заливную горловину". Ну и, конечно, совершенно иная облицовка радиатора! Похоже от МАЗ-5549 НАПа.
Теперь, что наоборот должно бы быть... Нет запаски и её крепления. Нет родных двух пластин крепления передней оси. Вместо них самодельные. Что-то неимоверное "замутили" в качестве крепежа кабины к раме.
Диски колёс, кстати, в оригинале тоже шли неокрашенные.
И пару слов о раме. Я думаю, отсутствие отбойника сзади связано с тем, что на тот момент осталась лишь выбраковка (недолитые заготовки). И проще было бракованную часть просто отрезать. Но это чисто, имхо...
Серёг, это я не придираюсь, надеюсь ты понимаешь... Это скорее тебе руководство к возможным действиям.
Я тебе сразу сказал и сейчас повторюсь, что такая модель в любом состоянии - это очень достойный экспонат коллекции и раритет!
PS: Кстати крепление запаски - из пластика. Ты спрашивал как-то. Но диск для запаски должен быть свой, полый внутри (только обод).
По моей модели.
В целом, те же яйца, только всмятку.... Оригинальных деталей больше. Весь металл в оригинале. Пластик... Не уверен в передней облицовке, особенно внешней (чёрной) её части. Выглядит как-то самопально. Внутренняя возможно родная, но покрашенная. Надо будет разобрать модель и точно посмотреть.
Опять же "улучшизмы".... Наклейки, имитирующие фары, задние фонари и боковые повторители поворотов на кабине. Дворники и зеркала заднего вида. Дырок, блин, понаделали в кабине.... ((((. Снизу заклеили полости бензобака, ящика АКБ и инструментального ящика кусочками пластика и потом покрасили.
Шины у меня частично полопались. Это скверно.... В остальном всё нормально, исключаю некоторую общую "поюзаность"...
По модели Сергея (mustang148).
Оригинальные металлические отливки кабины, кузова, задних крыльев, двигателя с карданом и мостом, рамы (с нюансом!), дисков колёс, детали с навесным на раму (где бензобак, ящик АКБ, инструментальный ящик) и крепёжной пластины заднего моста. По пластику.... Имеем, точно оригинальные "пружинные" элементы подвески спереди и сзади. Вероятно, стекло кабины и салон. Я пишу вероятно, так как немного смущает меня цвет детали салона с крыльями. С разводами.... Как писал у Серёги в теме, то ли материал уже "со стенок сошкребали", то ли пытались потом в частном порядке лить недостающие детали. И на фото стекло кабины выглядит каким-то мутным. Но наверно я ошибаюсь, просто игра цвета...
Теперь, что не так. Сначала, чего быть не должно....В попытках осовременить модель на неё был установлен гидроцилиндр. Сзади под кузовом появились фонари. Причём на дополнительных кронштейнах. Я так думаю, это пластиковые полоски, приклеенные специально для фонарей прямо к кузову. Спереди на бампере появились фары (в оригинале их нет вообще). Там же, в бампере, кто-то сделал имитацию буксирной вилки (в оригинале этого нет). Ещё в бензобак вставили "заливную горловину". Ну и, конечно, совершенно иная облицовка радиатора! Похоже от МАЗ-5549 НАПа.
Теперь, что наоборот должно бы быть... Нет запаски и её крепления. Нет родных двух пластин крепления передней оси. Вместо них самодельные. Что-то неимоверное "замутили" в качестве крепежа кабины к раме.
Диски колёс, кстати, в оригинале тоже шли неокрашенные.
И пару слов о раме. Я думаю, отсутствие отбойника сзади связано с тем, что на тот момент осталась лишь выбраковка (недолитые заготовки). И проще было бракованную часть просто отрезать. Но это чисто, имхо...
Серёг, это я не придираюсь, надеюсь ты понимаешь... Это скорее тебе руководство к возможным действиям.

PS: Кстати крепление запаски - из пластика. Ты спрашивал как-то. Но диск для запаски должен быть свой, полый внутри (только обод).
По моей модели.
В целом, те же яйца, только всмятку.... Оригинальных деталей больше. Весь металл в оригинале. Пластик... Не уверен в передней облицовке, особенно внешней (чёрной) её части. Выглядит как-то самопально. Внутренняя возможно родная, но покрашенная. Надо будет разобрать модель и точно посмотреть.
Опять же "улучшизмы".... Наклейки, имитирующие фары, задние фонари и боковые повторители поворотов на кабине. Дворники и зеркала заднего вида. Дырок, блин, понаделали в кабине.... ((((. Снизу заклеили полости бензобака, ящика АКБ и инструментального ящика кусочками пластика и потом покрасили.
Шины у меня частично полопались. Это скверно.... В остальном всё нормально, исключаю некоторую общую "поюзаность"...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Чтобы понятно было, о каких деталях я тут распинался вот ещё фото "кита" россыпью. И ещё пару фоток оригинальной модели.
И ещё такой момент.... Похоже на первых, именно подарочных, моделях элемент с ящиками рамы был из пластика. А позже почему-то стал тоже отливаться из металла. На фото кита и на фото оригинала здесь и в вверху темы это хорошо видно.
И ещё такой момент.... Похоже на первых, именно подарочных, моделях элемент с ящиками рамы был из пластика. А позже почему-то стал тоже отливаться из металла. На фото кита и на фото оригинала здесь и в вверху темы это хорошо видно.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Я смотрю кучно у вас пошло!
Эх! По хорошему завидую. Тут бы хоть один какой захудалый найти. Хороший обзор. Спасибо!

Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Отлично всё расписал по моделям, я только "ЗА" за конструктивный обзор.
По поводу решетки радиатора, на НАПовскую не похожа, у НАПа визуально решетка толще и габариты более приплюснутые.
По поводу решетки радиатора, на НАПовскую не похожа, у НАПа визуально решетка толще и габариты более приплюснутые.
Для истории ещё несколько фото МАЗа.
(когда-то продовался на авито, фото оттуда же)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Ха...У меня тоже его фотки с Авито есть. Те же самые. В общем, как говорится, уже встречались..... )))
Тогда, давай и его детально посмотрим.
Та же история, по-факту.... В кабине высокие сиденья. То ли с подголовниками, то ли как с туристического автобуса. В боковых окнах появилось остекление. Крепление запаски какой-то жестяной пружиной, насколько видно из фоток (особенно на виде снизу). Но хотелось бы лучше ракурс для точной оценки.
Диски посеребрили, кардан и рессорные пластины-скобы наоборот покрасили чёрной краской. Пластины, возможно, просто из черного пластика, но это уже может быть не оригинал. В "живую" бы глянуть.... Оба винта не родные, передний вообще свеженький с внутренним треугольником (насколько видно по фото). Такие на IXO-шных моделях стоят. Значит модель разбирали, собирали или перебирали. Причём, судя по винту, недавно.
Ну и ценник, конечно.....
Тогда, давай и его детально посмотрим.

Диски посеребрили, кардан и рессорные пластины-скобы наоборот покрасили чёрной краской. Пластины, возможно, просто из черного пластика, но это уже может быть не оригинал. В "живую" бы глянуть.... Оба винта не родные, передний вообще свеженький с внутренним треугольником (насколько видно по фото). Такие на IXO-шных моделях стоят. Значит модель разбирали, собирали или перебирали. Причём, судя по винту, недавно.
Ну и ценник, конечно.....

- Viking
- Завгар
-
Белорусские МАЗы от "Модус-90", "Ансольда" и "SMM" - Обсуждение.
Вот ещё один из архива. Тут свои "тараканы"..... )))) Резина и диски модусовские, крепеж запаски самодельный. Рама тоже без отбойника сзади. Снизу полость двигателя заклеили пластиком. Облицовка с какими-то неестественно огромными указателями поворотов. Дворники и зеркала очень похожи на то, что я на своей модели вижу.
В общем, каждый такой МАЗ - это отдельный шедевр. Индпошив!....
В общем, каждый такой МАЗ - это отдельный шедевр. Индпошив!....

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Кто сейчас в Клубе
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость