Из истории Белорусского автомоделизма

Книги, журналы, проспекты, журнальные статьи и прочие бумажные материалы на модельную тему.

Модератор: Deus Ex Machina

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#1

Сообщение Viking » 04 окт 2021, 17:08

События прошлых лет уходят в историю. К огромному сожалению уходят и их участники.... Думаю, будет полезным собрать в теме материалы из истории белорусской автомодельной "движухи". Надо помнить как это было.

Коллег-белорусов у нас, как-то мало, но надеюсь кто-то прочитает, проникнется и продолжит тему.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#2

Сообщение Viking » 04 окт 2021, 17:11

Афиша минского Клуба моделистов из 90-х, старое фото оттуда же и газетная статья про клуб.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#3

Сообщение Viking » 04 окт 2021, 17:14

И еще несколько газетных статей на тему, тоже из личного архива. Кое-кто может уже и забыл что про него писали когда-то. :wink:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#4

Сообщение Viking » 05 окт 2021, 08:27

Ещё несколько фотографий из 90-х с минского клуба моделистов. (прислал Юра Влодавский)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#5

Сообщение Viking » 06 окт 2021, 22:12

Немного более свежих фото. Выставка масштабных моделей автомобилей. Минск, Дом-музей Первого съезда РСДРП. 11 июля 2014 года. Фото мои.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#6

Сообщение Viking » 11 окт 2021, 17:52

Выставка масштабных моделей "Автомобиль на ладони". 2014 год. Минск. ( Статья Юрия Влодавского, Газета "Автодайджест", онлайн-версия)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#7

Сообщение Viking » 12 окт 2021, 14:52

Ещё о наших. Две статьи про Александра Вовка ( By.Volk ). Представлять, я думаю, не надо? Его модели есть у многих, в том числе и у меня. ( кое-что показывал в своей теме ).

Первая статья из белорусского "Автодайджеста" (май 2019), вторая из "Грузовик Пресс" (июнь 2015).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#8

Сообщение Viking » 12 окт 2021, 22:27

Удивительное дело...... В папке со старыми МАЗовскими фотками нашел вот эти "инородные" фотографии. Очень удивился...... Явно какая-то наша выставка или какое-то другое мероприятие Клуба минских моделистов. Стенды на стенах указывают, что это помещение АТЭК-7 на ул.Олешева ( бывшая база филиала СовТрансАвто). Но сколько не напрягал память, не смог вспомнить что и когда там происходило и как это попало на фотки... :dntknw:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#9

Сообщение Viking » 13 окт 2021, 17:34

Еще несколько материалов на тему. На этот раз о Вадиме Покровском и его моделях. В том числе и такой экзотике как гоночный МАЗ-1500. (из "Автодайджеста" разных лет, автор статей Ю.Влодавский)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#10

Сообщение Viking » 13 окт 2021, 17:38

Масштабные модели от кутюр МЗКТ. :wink: История макетного участка. ( Источник и автор те же )
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#11

Сообщение Viking » 13 окт 2021, 17:42

И, пожалуй ещё о Сергей Дорофее ( AD-modum )....
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
mark70su

Из истории Белорусского автомоделизма

#12

Сообщение mark70su » 19 окт 2021, 19:18

Viking писал(а):
12 окт 2021, 22:27
Удивительное дело...... В папке со старыми МАЗовскими фотками нашел вот эти "инородные" фотографии. Очень удивился......
Первые два фото с Завгаром?
Ищу:
1. К РБ: А22 и А32 тент.
2. К Волге: задний мост, стеклочистители и зеркала на Эскорт.
3. К УАЗ-39094 "Фермер" металлическую раму

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#13

Сообщение Viking » 20 окт 2021, 09:20

Володь, ты это....эээ.....сейчас на что намекаешь? :facepalm:
c54cd01619725a4dabebc35be504cd7b_XL.jpg

Не, не я это. И клуб тоже не я развалил.... :D
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#14

Сообщение Viking » 22 май 2022, 12:00

МАЗ вспомнил про авторские права. Вот такое письмо пришло Александру Вовку (BY.VOLK).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#15

Сообщение Viking » 18 янв 2024, 10:02

Нашлись ещё старые фотографии с белорусского модельного клуба. Конец 80-х, столовая завода "Термопласт", где тогда по субботам работал Клуб. Пара фоток уже была раньше, но здесь в лучшем качестве.

Эх, было же время.... Встречались, общались, хвалились, менялись.... Всё в живую. :)

Фото из архива Юрия Влодавского. За что ему огромное спасибо! Эксклюзив!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Zhuk

Из истории Белорусского автомоделизма

#16

Сообщение Zhuk » 18 янв 2024, 16:22

Столько моделей и ни одной журналки, ни одной "made in china"!!!!! Как только люди жили???!!! Ужас!!!! :facepalm: :D

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#17

Сообщение Viking » 19 янв 2024, 08:50

И не говори! Жуть! :D

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#18

Сообщение Viking » 31 янв 2024, 11:07

В продолжение темы "заметки" Александра Трохачёва (Штирлиц) с Р-форума. В его материале есть много интересных нюансов, о которых я уже и подзабыл слегка. ))) Ничего не исправлял и не удалял, текст оригинальный. Фотографии прикреплены тоже из оригинальных постов Александра. Я только чуть уменьшил их количество, чтобы не дублировать уже имеющиеся в теме выше.

С самим Александром мы в своё время встречались периодически и по работе и по модельным делам. У меня в коллекции есть как минимум с десяток моделей, приобретенных у него ещё в 90-х.... И да! Это был тот ещё процесс.... Восточный базар отдыхает.... :D


МИНСКИЙ КЛУБ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ


ЕЩЁ БЫЛ ЦЕЛ И НЕРУШИМ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, когда в 1987 году в столице советской Белоруссии был образован клуб коллекционеров стендовых миниатюр под незамысловатым, но точным по смыслу названием «Микро-авто». Председателем стал Владимир Владимиров, начальник бюро прессового цеха минского завода «Термопласт» имени 50-летия СССР. Основной профиль предприятия – производство ПЭТ бутылок, ПЭТ преформ и термоусадочной плёнки. Предполагалось, что работу клуба курирует профсоюзный комитет предприятия, а на самом деле в деятельность «кружка увлечённых» никто не вмешивался. В бумаге, на которую была поставлена начальственная резолюция категории «Одобрям-с», было указано, что целью создания «Микро-авто» является изучения истории отечественного и мирового автомобилестроения.

НА САМОМ ДЕЛЕ это оказалась бюрократическая формальность. А члены клуба объединились в групповое сообщество для того, чтобы общаться, быть в курсе вышедших и ожидающихся новинок, обмениваться своим коллекционным богатством, покупать желаемое и продавать ненужное.
В первые пару лет существования постоянных членов с клубными корочками было не больше 20 человек. Остальные являлись «пришельцами», т.е. гостями, посещавшими еженедельные собрания без вступления в команду «Микро-авто». Членами клуба стали люди разных профессий: рабочие, госслужащие, водители, учащиеся, военнослужащие, предприниматели. Базовой специализацией собирательства этих увлечённых натур, в основном, стали модели-копии легковых и грузовых автомобилей в масштабе 1:43.
Клубное удостоверение было в корках с обложкой синего цвета и продлевалось до 31 декабря каждого года.

СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ МИНСКОГО КЛУБА КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ «МИКРО-АВТО»:
- Год основания = 1987
- Численность на 1990 год = 20 человек (позже – свыше 30)
- День работы = Четверг
- Время работы = с 18:00 до 20:00
- Место проведения = Завод «Термопласт»
- Адрес завода = г. Минск, ул. Кнорина, д. 50
- Локация = Пристройка к столовой, 1-й этаж
- Кураторство = Профком завода «Термопласт»
- Председатель = Владимир Владимиров
- Ближайшие станции метро = Московская, Парк Челюскинцев, Восток

НА ФОТО:
- 1. Подход к Минскому заводу «Термопласт» по улице Кнорина;
- 2, 3. Здание предприятия с различимой издалека вывеской на крыше «ТЕРМОПЛАСТ»;
- 4. Та самая пристройка – так называемый филиал «Столовая»;
- 6. Представитель когорты старожилов и завсегдатаев клуба «Микро-авто» – минчанин Юрий Влодавский;
- 5. Владимир Чехута – неутомимый ценитель старого «Саратова», спустя годы сделавший ставку на 50-й масштаб;
- 7,8,9. Клубное удостоверение №13, выданное почти 35 лет назад инженеру-технологу Минского Автозавода Юрию Влодавскому.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#19

Сообщение Viking » 31 янв 2024, 11:16

Минский клуб коллекционеров. (Продолжение.)

У НАС С ВАМИ замечательное хобби: мы владеем десятками, сотнями, а кто-то – и тысячами мини-автомобилей. В отличие от настоящих, их не нужно заправлять моторным топливом, менять летнюю резину еа зимнюю, ставить на учёт в ГАИ, страховать и платить транспортный налог. Помните, популярная передача «Наша Раша» начиналась со вступления: «Мы живём в самой прекрасной стране на свете, а остальные страны нам завидуют!». Перефразируя этот постулат применительно к нашему хобби, «Мы занимаемся лучшим в мире видом увлечения, а все остальные коллекционеры нам завидуют!».

В ОСОБОМ ПОЧЁТЕ у членов минского клуба «Микро-авто», само собой разумеется, был 43-й масштаб. В то же время, некоторые параллельно собирали и другие масштабы, включая железнодорожные Н0 (1:87) и ТТ (1:120), строительный (1:50), сборно-склеечный и дайкастовый 1:24.
Мне тоже приходилось совершать отступления от фундаментальной темы. Например, бывший одноклассник привёз в подарок из ГДР двухэтажный омнибус в «полтиннике». И в этом же масштабе пластмассовую старину иногда приносила мама, заходившая в магазин игрушек на Партизанском проспекте по пути с работы (ДК МАЗа) домой, в 53-й военный городок. А потом по обмену мне достались две грузовые сцепки в М 1:48. Ну, как остаться равнодушным?! И как было устоять перед ремейками в 24-м уменьшении. В нём же вышла Лада-Восьмёрка, и все поклонники таких размеров гадали: а есть ли «Семёрка» и будет ли продолжение? Находились и те, кто параллельно становился владельцем старого автомобиля в масштабе 1:1, посещал выставки и слёты членов–«Авто-хобби», «Экипажъ» и других клубов».

На любительских чёрно-белых снимках (уж извините за качество, других фоток нет) – как раз один из них, который посещали и представители «Микро-авто». А кто не попал на мероприятие, позже смог посмотреть распечатанные чёрно-белые снимки коллег уже на очередном клубе.

ЧЛЕНЫ МИНСКОГО КЛУБА КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ «МИКРО-АВТО» (начало списка):

1) ВЛАДИМИРОВ Владимир – председатель клуба, начальник бюро прессового цеха завода «Термопласт» (модели 1:43);
2) АРТЁМЕНКО Леонид – работник Белпочты (создатель мастер-модели ГАЗ-51 в М 1:43 из листового полистирола);
3) БЫКОВСКИЙ Александр – водитель автобуса (изготовитель кузовов из полистирола с двухсторонней расшивкой для моделей в М 1:43);
4) ВЛОДАВСКИЙ Юрий – инженер-технолог сталелитейного цеха №2 Минского автозавода («Тантал» и МАЗы в М 1:43);
5) ГУНДЕЛЕВИЧ Игорь – работник Белорусского телевидения (копии BMW модельных фирм Gama и Schabak в М 1:43);
6) ЖУКОВСКИЙ Адам – пенсионер (мастер по изготовлению из полистирола грузовиков МАЗ-200, МАЗ-205 (в том числе с открываемыми дверьми) и автобусов ГАЗ-03-30, ГАЗ-55, АМО-Ф-15 в двух- и трёхдверном исполнении в М 1:43);
7) КИСЕЛЁВ Алексей – госслужащий (модели 1:87 и советские ремейки иномарок в М 1:24);
8) МОТУЗ Николай – водитель городского автобуса (копии французских автомобилей и гоночных машин F1 в М 1:43);
9) ПИПЧЕНКО Сергей – сотрудник транспортно-логистической компании (модели автомобилей СССР, Европы, США в М 1:43);
10) ТРОХАЧЁВ Александр – военный журналист, капитан Вооружённых Сил, член Союза журналистов СССР (модели в М 1:87, 1:48, 1:43,1:24, 1:18; основные темы – автомобили СССР, Mercedes-Benz).


Текст Александра Трохачёва, фото из архива Юрия Влодавского и автора (Александра Трохачёва)
(съёмка и репродукции начала 1990-х; Город-герой Минск, Минская область, Республика Беларусь).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#20

Сообщение Viking » 31 янв 2024, 11:24

Минский клуб коллекционеров. (Продолжение.)

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ?

«ТЕРМОПЛАСТ». Минский завод «Термопласт» на улице Кнорина, дом 50, стал первой точкой локации «Микро-авто» и помог консолидироваться людям, составившим костяк клуба. Вдобавок к этому познакомившиеся и подружившиеся фанаты стендовых миниатюр начали ходить друг к другу в гости. Порой такие визиты оказывались гораздо увлекательнее и познавательнее иных выставок с моделями нескольких участников.

ДК МТЗ. Одной из альтернативных точек встреч коллекционеров мини-автомобилей стал Дворец культуры Минского тракторного завода. Расположенный на улице Долгобродская, 24 у станции метро «Тракторный завод», он был очень удобным с точки зрения доступности. Кроме подземки сюда можно было доехать трамваем, троллейбусом, автобусом или прикатить на личном авто.
Саша-таксист, например, приезжал на машине с шашечками и парковал свою «Волгу» на прилегающей улице. А Саша Быковский приходил пешком, поскольку жил неподалёку, буквально напротив парка культуры и отдыха имени 50-летия Великого Октября.

ДВОРЕЦ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ. Третьим местом сбора «микро-автомобилистов» стал культурно-спортивный центр Дворец железнодорожников. Это объект республиканского унитарного предприятия «Минское отделение Белорусской железной дороги», расположенный на улице Чкалова, дом 7. Здесь коллекционеры тусовались в фойе первого этажа. Ко времени начала работы клуба ребята расставляли столы и стулья, на которых раскладывали товар – модельки для продажи и обмена.

ЧЛЕНЫ МИНСКОГО КЛУБА КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ «МИКРО-АВТО» (продолжение списка):

- 11. ВОВК Александр – таксист (коллекционер и мастер по изготовлению спортивных МАЗов, конверсиям серийных моделей в М 1:43);
- 12. ГОХМАН Михаил – предприниматель, продавец медицинского оборудования (советские миниатюры в М 1:43);
- 13. ИМЯНИТОВ Геннадий – спортсмен, гандболист (модели гоночных автомобилей в М 1:43);
- 14. ЛУКАНИН Геннадий – предприниматель, сотрудник компании Modus’90 (стоял у истоков массового производства МАЗов в М 1:43);
- 15. МАЛЫШЕВ Сергей – индивидуальный предприниматель (модели зарубежных автомобилей в М 1:43 и 1:87);
- 16. МОРОЗ Сергей – пенсиоер, инвалид (мастер по изготовлению копий армейских МАЗ-6317 6х6 и РСЗО «БелГрад» на его базе в М 1:43);
- 17. ПУГАЧЁВ Сергей – работник Минского автозавода (коллекционер и мастер по изготовлению моделей МАЗов в М 1:43);
- 18. РАДАЕВ Александр – индивидуальный предприниматель (модели «Советов» и Mercedes-Benz в М 1:43);
- 19. САВОСТИН Иван – служащий (изготовитель автоцистерн топливо- и маслозаправщиков из полистирола на шасси каменец-подольских 130-х);
- 20. ТРЕТЬЯКОВ Евгений – водитель трамвая РВЗ-6М (модели легковых автомобилей СССР в М 1:43).

НА ФОТО:
- 1. Здание Минского завода «Термопласт», в котором проходили клубные встречи в конце 80-х и самом начале 90-х;
- 2. Поход на клуб по улице Кнорина дарил предвкушение приятных сюрпризов, а белое здание издалека воспринималось как условный маяк;
- 3. Анонс выставки-конкурса «Пластмастер-95» (Plast Master’95), проходившей в ,ДК МТЗ два дня: 4 и 5 марта 1995 года;
- 4. Центральный вход в здание Дворца культуры Минского тракторного завода, расположенного через дорогу от центральной проходной;
- 5. Парадный фасад ДК МТЗ: здесь, на втором этаже и лестнице, проводили объединённые тусовки коллекционеров всех направлений;
- 6. Фирменный магазин МТЗ открылся много позже образования «Микро-авто», и поначалу все довольствовались моделями «Тантала»;
- 7. Культурно-спортивный центр Минского отделения Белорусской железной дороги на улице Чкалова, дом 7;
- 8. Просторный холл Дворца железнодорожников. Здесь, на первом этаже, коллекционеры тусовались раз в две недели;
- 9. Поздней осенью и зимой клубные встречи во Дворце железнодорожников проходили уже затемно;
- 10. Дворец культуры Минского автозавода на Партизанском проспекте, 117А мог стать потенциальным местом проведения клубных сходок;
- 11. Теоретически клубы можно было бы проводить на территории Минского мотовелозавода (Партизанский проспект, 8, корпус 1);
- 12. Минский ремонтно-механический завод на Партизанском проспекте, 6, корпус 4, клуб не приютил, т.к. такая перспектива не обсуждалась;
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#21

Сообщение Viking » 31 янв 2024, 11:31

Минский клуб коллекционеров. (Продолжение.)

СОБАКА НА СЕНЕ

Признаться, идея воспоминаний о Минском клубе коллекционеров начала 1990-х была связана с надеждой собрать старые фотки людей и их моделей. Но тут вдруг выяснилось, что некоторые старожилы ничего толком не помнят, что неудивительно: три десятка лет прошло! Фоток с клуба ни у кого нет или их не могут найти. А делать снимки фрагментов коллекции на сегодняшний день практически все отказались. Более того: некоторые просили не публиковать их «портреты», даже если они вдруг найдутся на чужих фото. Что ж, хозяин – барин. И богатством своим многие распорядились по-разному. Например, Сергей М. и Владимир Ч. распродали свои коллекции. Николай М. обещал отдать все коробочки из-под саратовских моделей за ненадобностью. Но когда дело дошло до того, чтобы их забрать из гаража, выяснилось, что их погрызли мыши. Его коллега по настоянию жены переместил модели из квартиры на балкон. А когда пришла мысль продать старый «Саратов», обнаружилось, что коробки покоробило от влаги, они неравномерно выцвели, а часть миниатюр утратила товарный вил: покрылась пупырочной шагренью, т.е. банально зачумела. В итоге получилось ни себе, ни людям.

РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

Неодинаково сложились и жизненные дороги. Один из завсегдатаев клуба, 50-летнмй Александр, как-то после очередного сбора в ДК МТЗ признался: «А знаешь, тёзка, навсегда уезжаю в Израиль». Спрашиваю: мол, не страшно, ведь у тебя там ни родственников, ни знакомых. Вот умрёшь – кто на могилку ходить будет? А он на полном серьёзе отвечает: «Поверь, когда отойдёшь в мир иной, тебе будет уже всё равно, станет кто-то ходить на погост или не нет». Кроме Александра ещё несколько человек уехали за границу на ПМЖ. Кто-то перестал коллекционировать модели или распродал почти все машинки под корень. Для многих былой азарт собирательства остался далеко в прошлом, подчас ещё до наступления Миллениума. А кого-то с нами уже нет. Рано ушёл из Жизни Женя Третьяков, не стало Сергея Пипченко, сошёл с дистанции Сергей Мороз… Но о грустном говорить больше не хочется… Тем более, что ничего не исправить.
Приведенный здесь список составлен по памяти по состоянию на начало 1990-х и, естественно, возможны неточности, уж не обессудьте.

На фото приведены копии автомобилей наиболее популярных (не всех, конечно) фирм-производителей.

ЧЛЕНЫ МИНСКОГО КЛУБА КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ «МИКРО-АВТО» (завершение списка):
- 21. ОСОС Иван – служащий (модели Solido 1:43; мастер по изготовлению копии ЗИЛ-133ГЯ на базе каменец-подольского ЗИЛ-130);
- 22. ОСТРОУМОВ Герман – инженерно-технический работник Минского автозавода (модели МАЗов и советских грузовиков в М 1:43);
- 23. ПЕРШИН Борис – дальнобойщик (копии советских и российских грузовиков в М 1:43);
- 24. ПЕТРОЧЕНКО Виктор – творческий работник, художник-оформитель (копии моделей автомобилей в М 1:24 и самолётов в М 1:72);
- 25. СИРОТКО Юрий – предприниматель, макетчик (грузовики LBS в М 1:43; мастер по изготовлению моделей МЗКТ из полистирола в М 1:43);
- 26. СОСНОВСКИЙ Дмитрий – учащийся (сборные модели автомобилей из пластмассы в М 1:24 и 1:25);
- 27. ТИХОНОВИЧ Дмитрий – работник Минского автозавода (коллекционер и мастер по изготовлению моделей МАЗов в М 1:43);
- 28. ЧЕХУТА Владимир – служащий (модели советских легковых автомобилей в М 1:43, позже – грузовиков в М 1:50);
- 29. Андрей – сотрудник Modus’90 (мастер по окраске моделей боевой и транспортной техники в разных масштабах);
- 30. Олег – служащий (модели Формулы-1 в М 1:43, автор еженедельника «Мир Моторов» по теме кольцевых автогонок F1);
-31. БАКАЕВ Алексей – бывший сотрудник милиции Минского метрополитена (модели «Саратова» в М 1:43).

Текст и фото Александра Трохачёва
(съёмка 29.10.2008-28.10.2017: Город-герой Тула, г. Калуга; съёмка 11.04.2021: Город-герой Москва, Россия).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#22

Сообщение Viking » 31 янв 2024, 11:38

Минский клуб коллекционеров. (Продолжение. ).

КОНВЕРСИИ 90-х.

НАИВНОСТЬ – одна из основных черт, которая была присуща коллекционерам начала 90-х, и члены Минского клуба «Микро-авто» в этом смысле не исключение. Это сейчас понятно: можно никуда не торопиться: фирмы и частные мастера всё сделают!
А тогда казалось, что заводы не разбегутся расширять ассортимент выпускаемой продукции. Тот же любимый всеми «Тантал» так и не выпустил заявленные на коробочках «Москвичи» моделей 401, 2134, 2137, 2140. Да, нежданно-негаданно появлялись такие шедевры, как «Руссо-Балты» и ГАЗ-А из довоенного прошлого. А вот легковушки текущего модельного ряда вроде «Жигулей» ВАЗ-2103, 2104, 2106 даже не были заявлены. Машинки в коллекциях собирателей были одинаковыми, и различались порой только цветом. В таких условиях хотелось чего-то нового, эксклюзивного. Так возникли конверсии – как кустарные, так и рукастых мастеров.

ДЖИН ИЗ БУТЫЛКИ был выпущен. Когда пошла мода на самостоятельные перекрасы, нанесение сухих и классических декалей, переделка гражданских машин в милицейские, медицинские, пожарные, гоночные. Если первые копии советских легковых машин от саратовского завода «Тантал» появились в 1971 году, то каханский «Элекон» приступил к выпучку моделей грузовиков СССР в 1979-м.
Любимыми объектами для конверсий большегрузов стали миниатюрные КамАЗы, ЗиЛы и «Уралы». Странно, но до уменьшенных в 43 раза белорусских МАЗов и украинских КрАЗов дело тогда не дошло. Не ожидая милостей от сторонних производителей, многие взяли инициативу в свои руки. Грешил «самопалом» и ваш покорный слуга, от использования диодов ёлочной гирлянды до полного перекраса с добавлением опций в экстерьере. Например, так было с копиями 412-х «Москвичей» ралли-марафонов начала 1970-х.
Скажем, в журнале «За рулём» вычитал про «Лондон – Мехико». Наши спортсмены стартовали с лондонского стадиона Уэмбли 19 апреля 1970 года. «Москвич-412» Avtoexport ралли London – Mexico 1970 года: на таком экипаж №71 в составе капитана Каститиса Гирдаускаса, штурмана Гунара Хольма и второго пилота Владимира Бубнова занял 17-е место в абсолютном зачёте. Серийную модель от «Тантала» коллекционеры так и не дождались, зато в декабре 2021 год её выпустила фирма IXО Models. Сегодня в российских интернет-магазинах её можно приобрести за 2950-3500 руб.
Стоило ли копья ломать 30 лет назад (фото 19)?! Сегодня эта модель напоминает о наивности начала 1990-х.

НА ФОТО ПРИМЕРЫ КОНВЕРСИЙ РАННИХ 90-Х:
- 1. КамАЗ-5310 казанского ПО «Элекон»: топливозаправщик с паяной цистерной из жести, надпись «Огнеопасно» нанесена сухими декалями;
- 2. Автопоезд «Совтрансавто»: заводской КамАЗ-53212 с прицепом ГКБ-8350, созданном на его основе;
- 3. КамАЗ-5320 Avtoexport: узкая кабина заменена на спальную, диски окрашены белой краской, надпись переведена из блока супизов;
- 4. Lada Samara: саратовская 2108 на дисках с хромированным напылением, супизной полоской и катафотами в бамперах из ленты;
- 5. ВАЗ-2104 «Жигули»: переделка Александра Вовка путём скрещивания донорских постномерных моделей ВАЗ-2102 и ВАЗ-2105;
- 6. ВАЗ-2108 ГАИ Патрульная: перекрас с нанесением супизных полос и надписей, установкой «мигалки» и металлических дисков от ВАЗ-2105;
- 7. ГАЗ-24-10 «Волга»: конверсия Александра из Молодечно с проточкой дверных ручек, дисками и салоном ГАЗ-3102, зеркалами и дворниками;
- 8. ГАЗ-3102 «Волга» Госавтоинспекция: незавершённая конверсия с перекрасом кузова, нанесением синих полос и надписей из супизов;
- 9. GAZ-3102 Volga POLICIA: сборка из танталовских моделей синего и светло-серого цвета с нанесением надписей супизами;
- 10. ГАЗ-13 «Чайка» кабриолет с лимитированной двухцветной окраской кузова – конверсия минского мастера на базе лимузина;
- 11. ГАЗ-13 «Чайка» кабриолет бездаерных рамок, со спиленной крышей и сложенным пластмассовым тентом от модели Dixi в М 1:25;
- 12. ,ГАЗ-24 «Волга» такси: добавлены зеркала и дворники от ГАЗ-24-02 Эскорт, супизные надписи «Уссурийск» и «Аренда» на крыльях;
- 13. Lada Samara Fun – конверсия на базе танталовского ВАЗ-2108 «Спутник»Ю куплена на слёте в Риге и привезена в Минск А. Радаевым;
- 14. Пикап РАФ-2909 Велогонка конверсия Александра по прозвищу Адмирал тиражом 15 шт., длиной 130 мм, весом 350 г, работа 1996 года;
- 15. РАФ-2203 «Латвия» ППС: перекрас медицинского «рафика» с салоном от «Скорой помощи» саратовского завода «Тантал»;
- 16. Имитация экспортного варианта GAZ-24 Volga: крыша окрашена матовой серебрянкой от самолётов ГДР, нанесены супизы VOLGA;
- 17. ГАЗ-3102 «Волга» ГАИ Милиция Москва: к модели добавлены три синие «мигалки» (в т.ч. одна на постаменте) и номерные знаки;
- 18. ГАЗ-24-02 «Волга» Доставка товаров на дом: добавлены супизные надписи, поворотники, зеркала и дворники от «Эскорта» (отклеились);
- 19. «Москвич-412» ралли London – Mexico 1970 года: капот окрашен чёрной матовой краской, номера и надписи из наклеек и декалей;
- 20. ИЖ-412 «Тур Европы» 1971 по мотивам настоящего авто; капот окрашен чёрной матовой краской, заменены колёса, нанесены супизы.

Текст и фото Александра Трохачёва
(съёмка 29.10.2008-28.10.2017, Город-герой Тула, г. Калуга; съёмка 11.04.2021, Город-герой Москва, Россия).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#23

Сообщение Viking » 31 янв 2024, 11:44

Минский клуб коллекционеров. (Продолжение. ).

НАРЯДУ С МАШИНКАМИ клубные завсегдатаи собирали буклеты и проспекты по настоящим автомобилям, а также каталоги по моделям. Было их негусто, и они пользовались сумасшедшим спросом. Иногда на клуб приносили фотографии и репродукции, которые тоже шли на продажу. В отсутствие интернета и обилия специальной технической литературы буклеты были вне конкуренции. Особенно это касалось печатной продукции по ранним МАЗам. А современные грузовики интересовали больше в плане точных чертежей и красочных фотографий. Огромный ажиотаж вызывали журналы «Автоэкспорт информирует» на русском языке. В почёте был «За рулём»: некоторые статьи про новинки отечественного автопрома коллективно обсуждались. А ещё были азартные дискуссии на предмет того, какие модели могут выйти в ближайшее время, где пройдёт очередной слёт коллекционеров, кого из иногородних продавцов ждать в гости с миниатюрами и аксессуарами. За несколько лет некоторые члены клуба «Микро-авто» сдружились так, что стали чуть ли не родственниками. А потому никто не обижался на присвоенные в своём кругу дружеские прозвища! Кстати, первое публичное упоминание о клубе состоялось 9 февраля 1988 года. Тогда в многотиражной газете МАЗа «Автозаводец» вышла заметка «Выставка микроавтомобилей» (фото 1). Прошло 35 лет, а читается она на одном дыхании!

ДРУЖЕСКИЕ ПРОЗВИЩА НЕКОТОРЫХ ЧЛЕНОВ КЛУБА:
- БОНИФАЦИЙ – Юрий Влодавский (за пышную чёрную шевелюру на голове как у героя мультфильма «Каникулы Бонифация»);
- ВОВА-ШЕФ – Владимир Владимиров (за должность председателя клуба «Микро-авто»);
- ГОША или ГОША-ШАБАК – Игорь Гунделевич (за особую любовь к моделям немецкой фирмы Schabak в М 1:43);
- ЕСАУЛ – Александр Трохачёв (за принадлежность к людям в погонах п аналогии с казачьими войсками);
- ЖЕНЯ-ТРАМВАЙ – Евгений Третьяков (за профессию вагоновожатого – управлял трамваем РВЗ-6М);
- ИКАРУС – Александр Быковский (за профессию водителя городского автобуса);
- ЛЁХА-МЕНТ – Алексей Бакаев (за период работы по охране общественного порядка в Минском метрополитене);
- МАЛОЙ или МАЛЫШ – Алексей Киселёв (за невысокий рост и как намёк на роль ведомого в паре с другом Сергеем Пипченко);
- МОРОЗ – Сергей Мороз (редкий случай, когда дружеское прозвище совпадало с фамилией);
- ПЕРШИНГ – Борис Першин (за неутомимый характер и созвучие с американскими ракетами Pershing);
- ПИПСОН – Сергей Пипченко (производная от фамилии и за предпринимательскую жилку, включая поездки на слёты в Риге);
- ТРОЛЛЕЙБУС – Николай Мотуз (за высокий рост и работу в сфере городского пассажирского транспорта);
- ЧЕХ – Владимир Чехута (простое сокращение фамилии для удобства общения в своём кругу).

Текст и фото Александра Трохачёва
(съёмка 18.07.2017-19.07.2021, Город-герой Тула, г. Калуга; съёмка 11.04.2021, Город-герой Москва, Россия).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#24

Сообщение Viking » 31 янв 2024, 11:50

Минский клуб коллекционеров. (Продолжение.).

ХОРОШИМ ТОНОМ у клубных коллекционеров была добыча автомобильной литературы. В первую очередь, речь о каталогах
и справочниках по грузовым автомобилям и прицепному составу советского производства. В этом смысле на вершине спроса был «Краткий автомобильный справочник НИИАТ» разных лет выпуска. Печатало их московское издательство «Транспорт», а купить можно было в магазинах «Транспортная книга» и «Букинист». Например, на фото 1-3 приведена обложка и страницы 8-го издания, переработанного и дополненного, вышедшего из типографии в 1979 году. Самым ценным на клубе считалось 11-е издание от «Трансконсалтинг» объёмом 780 страниц, вышедшее в свет в 1994 году (фото 4-5). Для понимания: предыдущее, 10-е, было более «худым» и вышло десятью годами ранее, в 1984-м. Так что между двумя выпусками периода СССР и России уложились две пятилетки! И накопилась гора информации!

КРАСОЧНЫЕ проспекты и буклеты привозили с клубных встреч – так называемых слётов – в Москве и Риге. Часть журналов и рекламных брошюр и «раскладушек» привозили из-за границы. Например, Александр Радаев на своём минивэне VW Sharan привозил автомобильную литературу из Польши и Чехии. Авторитетным «литературоведом» стал Сергей Малышев, правда, он собирал печатную продукцию для себя, а не на продажу. Вашему покорному слуге однажды посчастливилось найти женевский каталог «Автомобили мира», кстати, самый престижный по легковым автомобилям. А ещё как-то выменял свои связки макулатуры на один-единственный каталог грузовиков в мягкой обложке форматом больше стандартного листа А4. Всё это было до того, как ежегодные каталоги стали выпускать в России.

Особую ценность сегодня имеют фотоальбомы, выпущенные к юбилеям Минского автозавода и БЕЛАЗа. Некоторые из них стали бесценными раритетами, которые в свободном доступе и приличном (новом) состоянии сегодня найти непросто.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Viking
Завгар

Из истории Белорусского автомоделизма

#25

Сообщение Viking » 31 янв 2024, 11:56

Минский клуб коллекционеров. (Продолжение.).

УМЕНЬШЕННЫЕ В 43 РАЗА грузовики всегда были вожделенной темой
немалой части коллекционеров. На Минском клубе они встречались редко, а собиратели данного направления предпочитали приходить за ними в гости, чем носить на всеобщее одобрение. Спрос на КамАЗы и ЗиЛы был обусловлен не только подборкой недостающих моделей, но и желанием получить конверсии заводских версий. Нередко и мастера ручной работы за свои переделки брали не деньги, а определённое количество мини-грузовиков. Исключение составляли «полуторки» Ленинградского завод «Двигатель», костромские самосвалы МАЗ-503 и ЗиЛ-4331 (ЗиЛ-169Г) уманьского объединения «Арсенал». Среди заводских большегрузов в М 1:43 у членов минского клуба коллекционеров на первом месте стояли КамАЗы казанского ПО «Элекон». А из собранных вручную на пике престижа находились бортовой МАЗ-200 и самосвальный МАЗ-205 с открывающимися дверьми. Именно такие на заказ мастерил Адам Жуковский.
Позже эти же и другие модели МАЗов (правда, без открывающихся элементов) отлично воспроизвели минчане Дмитрий Тихонович (фото 3) и Сергей Дорофей (фото 6). Бесподобные копии грузовиков МЗКТ по заводским чертежам изготавливал Юрий Сиротко.
Когорту мастеров ручной сборки пополнили также Александр Вовк (МАЗы), Леонид Артёменко (ГАЗ-51), Александр Быковский
и Иван Осос (ЗиЛы) и другие. Многие из них в клубе «Микро-авто» никогда не состояли – так сказать, были сочувствующими!

БОЛЬШИНСТВО клубных собирателей в рядах ценителей мини-грузовиков являлись зрителями-потребителями.
В их числе ваш покорный слуга офицер Александр Трохачёв (фото 9), инженер-технолог МАЗа Юрий Влодавский (фото 12) и служащий Владимир Чехута (фото 15). Последний со временем увлёкся 50-м масштабом, и не только европейскими грузовиками вроде Terberg.
В «полтиннике» вышло несколько моделей белорусского автопрома, включая седельные тягачи МАЗ, МАЗ-MAN и МЗКТ.
Сейчас Юрий Влодавский до сих пор работает на Минском автозаводе, Владимир Чехута ведёт свой блог по тяжёлому коммерческому автотранспорту в интернете, посещает специализированные выставки подвижного состава в Белоруссии и России. Кстати, фото 18 с девушками – это отсыл к тому, что коллекционеры подруг с собой на слёты и клубные встречи не брали. Согласитесь, гораздо спокойнее одному общаться с единомышленниками без оглядки на часы и не раскрывать, на что и сколько денег вынимает ваше любимое хобби!

Текст и фото Александра Трохачёва, фото Юрия Влодавского, из личного архива
(съёмка 02.07.2016-09.11.2023, Город-герой Минск, Республика Беларусь; съёмка 11.04.2021, Город-герой Москва, Россия).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Библиотека»

Кто сейчас в Клубе

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя